Сайт Тима Скоренко Сайт Тима Скоренко Обо мнеЖЖКонтактная информация
Сайт Тима Скоренко
Сайт Тима Скоренко
Журналистика и PR Популяризация науки Проза Стихи Песни Другие проекты
Лекции Фестивали Книги Видео лекций Архив лекций
Сайт Тима Скоренко
Одно из направлений моей профессиональной деятельности — чтение научно-популярных лекций на различные темы. Аудитория может быть самой разной: от третьеклассников до взрослых людей, но чаще всего приходится работать со студентами. Каждую лекцию я адаптирую под социальные и возрастные рамки ожидаемой аудитории и видоизменяю в зависимости от ситуации. Мои лекции интерактивны (пример можно посмотреть в разделе видеозаписей) и подразумевают непосредственное участие слушателей, обсуждение, предложения. Таким образом, ни одна последующая не является копией предыдущей.

При организации лекций, пожалуйста, учитывайте требования райдера.
Сайт Тима J. Скоренко


«Как стать изобретателем?»

Интерактивная лекция. Кто и как придумывает новые гаджеты, устройства? Как Дину Кеймену пришла в голову идея «Сигвея», а Бертрану Пикару — самолёта на солнечной энергии? Что нужно знать и как мыслить, чтобы самому изобрести что-то полезное? Как проверить, не придумал ли уже ваше изобретение кто-то другой? Как найти финансирование под собственный проект и начать бизнес? Слушатели попытаются открыть в себе внутреннего изобретателя, поставив перед собой различные задачи и мгновенно их решив.

Лекция построена на постоянном диалоге с аудиторией и опирается на идеи и реплики из зала. В связи с этим материал лекции постоянно видоизменяется и дорабатывается. Изначально лекция разработана для направления «Инновации» форума «Селигер-2014» и многократно читалась в различных ВУЗах (МАИ, МГТУ имени Баумана, БелГУ и так далее).

Длительность лекции — 1 час 30 минут (возможно сокращение до 1 часа или удлинение до 2 часов).
Аудитория — от 6 лет (лекция предназначена как для взрослых, так и для детей).



«Научно-технические прорывы XXI века».

Интерактивная лекция. В XXI веке — за 21 минувший год — человек сделал множество серьёзных научно-технических открытий, которые могут перевернуть нашу жизнь с ног на голову. Обнаружение бозона Хиггса и использование 3D-сканирования в палеонтологии, первый марсоход и составление карты человеческого генома, управляемые пули и электронные сигареты — открытия и изобретения следуют одно за другим, прогресс неумолим. Что мы изобрели и внедрили в жизнь за последние годы?

Лекция построена на диалоге с аудиторией. Материал лекции постоянно дорабатывается в связи с новыми открытиями и исследованиями (в связи с научно-технической работой я постоянно наблюдаю за мировым информационным пространством). Изначально лекция разработана для направления «Инновации» форума «Селигер-2014» и читалась на ряде других научных фестивалей.

Длительность лекции — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов).
Аудитория — 16+.



«Гаджеты шарлатанов: от корректоров ауры до «кремлёвских таблеток».

Иридодиагностика и электропунктура, регистрация ауры и эниомодуляторы, структуризаторы пространства и корректоры функционального состояния, радионики и ноокулоны — какой только чуши не придумают мошенники, чтобы заработать. Лекция — это обзор шарлатанских приборов всех видов и типов.

В лекции я классифицирую псевдоприборы, привожу примеры каждого класса, рассказываю о признаках и отличиях псевдоприбора от работающего устройства, объясняю, как на самом деле работает тот или иной шарлатанский гаджет (будем честны, чаще всего это просто коробочка с лампочкой). Речь идёт не только о «медицинских», но также о «защитных», «магических» и других устройствах.

Длительность  — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — 16+.



«Жизнь и изобретения Николы Теслы: как отличить факты от легенд?».

Пожалуй, не было в XX веке ученого, оставившего после себя больше загадок и недосказанностей, чем Никола Тесла. С одной стороны, несомненен его вклад в науку, но с другой стороны, количество мифов и легенд о Тесле превышает количество достоверно подтвержденной информации.

Откуда появились легенды? Какие изобретения Теслы внесли ощутимый вклад в науку? Почему на родине именно Никола Тесла считается изобретателем радио? Придумал ли Никола Тесла способ телепортации энергии, и чем на самом деле была башня Теслы, прослывшая телепортационным передатчиком? Есть ли хоть зерно истины в том, что известные загадки XX века — Филадельфийский эксперимент, Тунгусский метеорит — связывают с деятельностью ученого? Об этих и других работах и легендах о Николе Тесле, а также о странностях и привычках великого изобретателя и пойдет речь на лекции.

Длительность  — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — 16+.



«Альберт Эйнштейн: величайший учёный XX века или раскрученный журналистами миф?».

Если случайного человека попросить назвать величайшего учёного XX века, с вероятностью 90% он ответит: «Эйнштейн». Это имя стало нарицательным, а разработанная им теория относительности — научной революцией, сравнимой разве что с законами Исаака Ньютона. Но кем был Эйнштейн на самом деле? Действительно ли он — краеугольный камень современной физики, или просто раздутая журналистами фигура? Как его знаменитая теория пробивала себе дорогу в мировую науку? Почему он получил Нобелевскую премию за объяснение фотоэффекта — значительно менее важное достижение, нежели СТО или ОТО? Какое отношение Эйнштейн имел к «Проекту Манхэттен», американской ядерной программе — и почему именно его портрет появился на одной обложке журнала Time с ядерным взрывом?

Мы попытаемся максимально объективно подойти к фигуре великого физика, развенчать мифы, оспорить легенды и рассказать о том, каким на самом деле был Альберт Эйнштейн — как в обычной жизни, так и в масштабах человеческой истории.

Длительность  — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — 16+.



«Современное кинетическое искусство».

В течение многих лет я вёл в журнале «Популярная механика» раздел, посвящённый кинетическому искусству, и постоянно общаюсь с мастерами жанра. Лекция рассказывает о тенденциях в современном кинетическом искусстве и различных его направлениях на примерах работ ведущих скульпторов — Тео Янсена, Бреда Литвина, Немо Голда, Криса Экерта, Кейта Ньюстеда, Грегори Барсамяна, Чхвэ У-Рама, Ивана Песталоцци, Энн Лилли, Дэниэла Розина и других. Рассматриваются различные разновидности кинетики: механические и электронные скульптуры, машины Руба Голдберга, световые инсталляции и так далее.

Лекция серьёзно переработана и дополнена для проекта «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России», представленного Петербургским Манежем совместно с Государственной Третьяковской галереей. Рассказ сопровождается иллюстрациями и видеороликами. Материал лекции постоянно видоизменяется и дорабатывается. Длительность — 1 час 30 минут (возможно сокращение до 1 часа или удлинение до 2 часов). Аудитория — 18+ (предпочительно 25+).

Подробная информация о лекции.



«История русской изобретательской мысли».

Историческая лекция. Со времён Петра I русские изобрели множество всего — несомненен наш вклад в сталелитейное дело, космическую промышленность, технологии вооружений, ядерную физику, не говоря уже о локальных изобретениях вроде ранцевого парашюта или гирокара. При этом о настоящих изобретениях русских практически ничего не говорится, зато по Сети гуляют десятки фейков и ошибочно приписываемых — в результате исторических конфузов и фальсификаций — изобретений (велосипед, паровой двигатель, самолёт, лампочка — это всё не мы). А ведь нам на самом деле есть чем гордиться! 300 лет настоящего русского изобретательства и развенчание мифов — в этой лекции.

Лекция построена на диалоге с аудиторией. Изначально лекция разработана для направления «Инновации» форума «Селигер-2014» и читалась на ряде других научных фестивалей. Длительность лекции — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — 16+.

Подробная информация о лекции.



«Изобретено не в России».

Историческая лекция посвящена ряду мифов и заблуждений, связанных с изобретениями, якобы сделанными в России: велосипедом Артамонова, воздушным шаром Крякутного, автомобилем Путилова и Хлобова, трактором Блинова — и так далее. Также лекция рассказывает об историях «перетягиваний одеяла» в истории изобретательской мысли — самолёте Можайского, летающей лодке Григоровича, торпеде Александровского и других случаях, когда изобретение существовало на самом деле, но не было первым в мире, хотя «назначалось» таковым советской или российской пропагандой.

Лекция построена на диалоге с аудиторией. Изначально лекция разработана для конференции «Скептикон-2017» и читалась на ряде других научных фестивалей. Длительность лекции — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — 16+.


ЛЕКЦИИ ПО КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ

Я работаю в сфере кибербезопасности и занимаюсь разработкой онлайн-курсов и программ обучения по этой теме. Соответственно, в моём портфолио есть ряд общеобразовательных лекций по этой теме. Подробно о них можно прочитать на моём рабочем сайте skorenko.com.


РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛЕКЦИЙ

Я могу в сжатые сроки придумать и предложить ряд других тем для лекций, интересных той или иной аудитории. Темы, в которых я разбираюсь в силу своей профессии или хобби, и в рамках которых я могу сформировать интересную интерактивную лекцию:

  литература и писательское мастерство (достоверность исторических событий, создание соответствующей повествованию среды, передача характеров и динамики персонажей с помощью стиля, разработка вымышленных религий etc.)
  информационная безопаcность (кибергигиена, правильное обращение с конфиденциальной информацией, утечки и атаки, etc.);

Каждую лекцию можно адаптировать практически для любой аудитории — от учеников 3 класса до бесконечности. Все лекции базируются на постоянном контакте со слушателями. В рамках любой темы можно разработать целый ряд лекций, посвящённых отдельным подтемам, техническим деталям или историческим эпизодам. Длительность одной лекции — до двух часов.
 
 
Сайт Тима J. Скоренко© Тим Скоренко