Сайт Тима Скоренко Сайт Тима Скоренко Обо мнеЖЖКонтактная информация
Сайт Тима Скоренко
Сайт Тима Скоренко
Журналистика и PR Популяризация науки Проза Стихи Песни Другие проекты
Лекции Фестивали Книги Видео лекций Архив лекций
Сайт Тима Скоренко
Одно из направлений моей профессиональной деятельности — чтение научно-популярных лекций на различные темы. Аудитория может быть самой разной: от третьеклассников до взрослых людей, но чаще всего приходится работать со студентами. Каждую лекцию я адаптирую под социальные и возрастные рамки ожидаемой аудитории и видоизменяю в зависимости от ситуации. Мои лекции интерактивны (пример можно посмотреть в разделе видеозаписей) и подразумевают непосредственное участие слушателей, обсуждение, предложения. Таким образом, ни одна последующая не является копией предыдущей.
Сайт Тима J. Скоренко
Как стать изобретателем?

«Как стать изобретателем?» Интерактивная лекция. Кто и как придумывает новые гаджеты, устройства? Как Дину Кеймену пришла в голову идея «Сигвея», а Бертрану Пикару — самолёта на солнечной энергии? Что нужно знать и как мыслить, чтобы самому изобрести что-то полезное? Как проверить, не придумал ли уже ваше изобретение кто-то другой? Как найти финансирование под собственный проект и начать бизнес? Слушатели попытаются открыть в себе внутреннего изобретателя, поставив перед собой различные задачи и мгновенно их решив.

Лекция построена на постоянном диалоге с аудиторией и опирается на идеи и реплики из зала. В связи с этим материал лекции постоянно видоизменяется и дорабатывается. Изначально лекция разработана для направления «Инновации» форума «Селигер-2014» и многократно читалась в различных ВУЗах (МАИ, МГТУ имени Баумана, БелГУ и так далее).

Длительность лекции — 1 час 30 минут (возможно сокращение до 1 часа или удлинение до 2 часов).
Аудитория — от 6 лет (лекция предназначена как для взрослых, так и для детей).
Научно-технические прорывы XXI века

«Научно-технические прорывы XXI века». Интерактивная лекция. В XXI веке — за 18 минувших лет — человек сделал множество серьёзных научно-технических открытий, которые могут перевернуть нашу жизнь с ног на голову. Обнаружение бозона Хиггса и использование 3D-сканирования в палеонтологии, первый марсоход и составление карты человеческого генома, управляемые пули и электронные сигареты — открытия и изобретения следуют одно за другим, прогресс неумолим. Что мы изобрели и внедрили в жизнь за последние годы?

Лекция построена на диалоге с аудиторией. Материал лекции постоянно дорабатывается в связи с новыми открытиями и исследованиями (в связи с научно-технической работой я постоянно наблюдаю за мировым информационным пространством). Изначально лекция разработана для направления «Инновации» форума «Селигер-2014» и читалась на ряде других научных фестивалей.

Длительность лекции — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов).
Аудитория — 16+.
Летательные аппараты

«Гаджеты шарлатанов: от корректоров ауры до «кремлёвских таблеток». Иридодиагностика и электропунктура, регистрация ауры и эниомодуляторы, структуризаторы пространства и корректоры функционального состояния, радионики и ноокулоны — какой только чуши не придумают мошенники, чтобы заработать. Лекция — это обзор шарлатанских приборов всех видов и типов.

В лекции я классифицирую псевдоприборы, привожу примеры каждого класса, рассказываю о признаках и отличиях псевдоприбора от работающего устройства, объясняю, как на самом деле работает тот или иной шарлатанский гаджет (будем честны, чаще всего это просто коробочка с лампочкой). Речь идёт не только о «медицинских», но также о «защитных», «магических» и других устройствах.

Длительность  — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — 16+.
Как стать изобретателем?

Как стать изобретателем?

Кто и как придумывает новые гаджеты, устройства? Как Дину Кеймену пришла в голову идея «Сигвея», а Бертрану Пикару — самолёта на солнечной энергии? Как нужно мыслить, чтобы самому изобрести что-то полезное? Слушатели попытаются открыть в себе внутреннего изобретателя, поставив перед собой различные задачи и мгновенно их решив.
Научно-технические прорывы XXI века

Научно-технические прорывы XXI века

За 18 минувших лет человек сделал множество серьёзных научно-технических открытий — обнаружение бозона Хиггса и использование 3D-сканирования в палеонтологии, первый марсоход и карта человеческого генома — прогресс неумолим. Что мы изобрели и внедрили в жизнь за последние годы?
Псевдонаучные приборы

Гаджеты шарлатанов: от корректоров ауры до «кремлёвских таблеток»

Иридодиагностика и электропунктура, регистрация ауры и эниомодуляторы, структуризаторы пространства и корректоры функционального состояния, радионики и ноокулоны — какой только чуши не придумают мошенники, чтобы заработать. Лекция — это обзор шарлатанских приборов всех видов и типов.
Никола Тесла

«Жизнь и изобретения Николы Теслы: как отличить факты от легенд?». Пожалуй, не было в XX веке ученого, оставившего после себя больше загадок и недосказанностей, чем Никола Тесла. С одной стороны, несомненен его вклад в науку, но с другой стороны, количество мифов и легенд о Тесле превышает количество достоверно подтвержденной информации.

Откуда появились легенды? Какие изобретения Теслы внесли ощутимый вклад в науку? Почему на родине именно Никола Тесла считается изобретателем радио? Придумал ли Никола Тесла способ телепортации энергии, и чем на самом деле была башня Теслы, прослывшая телепортационным передатчиком? Есть ли хоть зерно истины в том, что известные загадки XX века — Филадельфийский эксперимент, Тунгусский метеорит — связывают с деятельностью ученого? Об этих и других работах и легендах о Николе Тесле, а также о странностях и привычках великого изобретателя и пойдет речь на лекции.

Длительность  — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — 16+.
Альберт Эйнштейн

«Альберт Эйнштейн: величайший учёный XX века или раскрученный журналистами миф?». Если случайного человека попросить назвать величайшего учёного XX века, с вероятностью 90% он ответит: «Эйнштейн». Это имя стало нарицательным, а разработанная им теория относительности — научной революцией, сравнимой разве что с законами Исаака Ньютона. Но кем был Эйнштейн на самом деле? Действительно ли он — краеугольный камень современной физики, или просто раздутая журналистами фигура? Как его знаменитая теория пробивала себе дорогу в мировую науку? Почему он получил Нобелевскую премию за объяснение фотоэффекта — значительно менее важное достижение, нежели СТО или ОТО? Какое отношение Эйнштейн имел к «Проекту Манхэттен», американской ядерной программе — и почему именно его портрет появился на одной обложке журнала Time с ядерным взрывом?

Мы попытаемся максимально объективно подойти к фигуре великого физика, развенчать мифы, оспорить легенды и рассказать о том, каким на самом деле был Альберт Эйнштейн — как в обычной жизни, так и в масштабах человеческой истории.

Длительность  — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — 16+.
Современное кинетическое искусство

«Современное кинетическое искусство». В течение многих лет я вёл в журнале «Популярная механика» раздел, посвящённый кинетическому искусству, и постоянно общаюсь с мастерами жанра. Лекция рассказывает о тенденциях в современном кинетическом искусстве и различных его направлениях на примерах работ ведущих скульпторов — Тео Янсена, Бреда Литвина, Немо Голда, Криса Экерта, Кейта Ньюстеда, Грегори Барсамяна, Чхвэ У-Рама, Ивана Песталоцци, Энн Лилли, Дэниэла Розина и других. Рассматриваются различные разновидности кинетики: механические и электронные скульптуры, машины Руба Голдберга, световые инсталляции и так далее.

Лекция построена на постоянном диалоге с аудиторией и предлагает залу пофантазировать вместе с мастерами жанра. Рассказ сопровождается иллюстрациями и видеороликами. Материал лекции постоянно видоизменяется и дорабатывается. Длительность — 1 час 30 минут (возможно сокращение до 1 часа или удлинение до 2 часов). Аудитория — 18+ (предпочительно 25+).

Подробная информация о лекции в Живом Журнале.
Никола Тесла

Жизнь и изобретения Николы Теслы: как отличить факты от легенд?

Пожалуй, не было в XX веке ученого, оставившего после себя больше загадок, чем Никола Тесла. Несомненен его вклад в науку — и при этом количество мифов и легенд о Тесле превышает количество подтверждённой информации. О том, как отличить факты от легенд, и пойдёт речь на лекции.
Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн: величайший учёный XX века или раскрученный журналистами миф?

Если случайного человека попросить назвать величайшего учёного XX века, с вероятностью 90% он ответит: «Эйнштейн». Это имя стало нарицательным, а разработанная им теория относительности — научной революцией, сравнимой разве что с законами Исаака Ньютона.
Современное кинетическое искусство

Современное кинетическое искусство

В течение многих лет я вёл в журнале «Популярная механика» раздел, посвящённый кинетическому искусству. Лекция рассказывает о тенденциях в современном кинетическом искусстве на примерах работ ведущих мастеров — Тео Янсена, Бреда Литвина, Немо Голда, Чхвэ У-Рама, Дэниэла Розина и других.
История русской изобретательской мысли

«История русской изобретательской мысли». Историческая лекция. Со времён Петра I русские изобрели множество всего — несомненен наш вклад в сталелитейное дело, космическую промышленность, технологии вооружений, ядерную физику, не говоря уже о локальных изобретениях вроде ранцевого парашюта или гирокара. При этом о настоящих изобретениях русских практически ничего не говорится, зато по Сети гуляют десятки фейков и ошибочно приписываемых — в результате исторических конфузов и фальсификаций — изобретений (велосипед, паровой двигатель, самолёт, лампочка — это всё не мы). А ведь нам на самом деле есть чем гордиться! 300 лет настоящего русского изобретательства и развенчание мифов — в этой лекции.

Лекция построена на диалоге с аудиторией. Изначально лекция разработана для направления «Инновации» форума «Селигер-2014» и читалась на ряде других научных фестивалей. Длительность лекции — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — 16+.

Подробная информация о лекции в Живом Журнале.
Изобретено не в России

«Изобретено не в России». Историческая лекция посвящена ряду мифов и заблуждений, связанных с изобретениями, якобы сделанными в России: велосипедом Артамонова, воздушным шаром Крякутного, автомобилем Путилова и Хлобова, трактором Блинова — и так далее. Также лекция рассказывает об историях «перетягиваний одеяла» в истории изобретательской мысли — самолёте Можайского, летающей лодке Григоровича, торпеде Александровского и других случаях, когда изобретение существовало на самом деле, но не было первым в мире, хотя «назначалось» таковым советской или российской пропагандой.

Лекция построена на диалоге с аудиторией. Изначально лекция разработана для конференции «Скептикон-2017» и читалась на ряде других научных фестивалей. Длительность лекции — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — 16+.
Летательные аппараты

«Необычные летательные аппараты: зачем они создавались». В интернете можно встретить множество подборок странных летательных аппаратов, чаще всего — без каких-либо пояснений. Лекция подробно и интересно расскажет о таранных самолётах, рукотворных НЛО, летающих автомобилях, «гравицапах» и других необычных машинах.

Паровой Airspeed 2000 и асимметричный Blohm & Voss BV 141, Vought V-173 Flying по прозвищу «Летающий блин» и торпеда камикадзе Yokosuka MXY7 Ohka, таранный Northrop XP-79 и спаренный North American F-82 Twin Mustang, первый в истории фотосамолёт Abrams P-1 Explorer и летающий автомобиль Convair Model 118 ConvAirCar, надувной Goodyear Inflatoplane и реактивный «кукурузник» PZL M-15 Belphegor — количество безумных самолётов (и вертолётов), построенных человеком со второй половины XIX века до наших дней, невероятно. О них и пойдёт речь

Длительность  — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — 16+.
История русской изобретательской мысли

История русской изобретательской мысли

Со времён Петра I русские изобрели множество всего — несомненен наш вклад в сталелитейное дело, космическую отрасль, технологии вооружений, ядерную физику. 300 лет настоящего русского изобретательства и развенчание многочисленных мифов — в этой лекции.
Изобретено не в России

Изобретено не в России

Лекция посвящена ряду мифов и заблуждений, связанных с изобретениями, якобы сделанными в России: велосипедом Артамонова, воздушным шаром Крякутного, автомобилем Путилова и Хлобова, трактором Блинова — и так далее. По сути это занимательная «выжимка» из истории российского изобретательства.
Летательные аппараты

Необычные летательные аппараты: зачем они создавались

В интернете можно встретить множество подборок странных летательных аппаратов, чаще всего — без каких-либо пояснений. Лекция подробно и интересно расскажет о таранных самолётах, рукотворных НЛО, летающих автомобилях, «гравицапах» и других необычных машинах.


РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛЕКЦИЙ

Я могу в сжатые сроки придумать и предложить ряд других тем для лекций, интересных той или иной аудитории. Темы, в которых я разбираюсь в силу своей профессии или хобби, и в рамках которых я могу сформировать интересную интерактивную лекцию:

  литература и писательское мастерство (достоверность исторических событий, создание соответствующей повествованию среды, передача характеров и динамики персонажей с помощью стиля, разработка вымышленных религий etc.)
  информационная безопаcность (кибергигиена, правильное обращение с конфиденциальной информацией, утечки и атаки, etc.);

Каждую лекцию можно адаптировать практически для любой аудитории — от учеников 3 класса до бесконечности. Все лекции базируются на постоянном контакте со слушателями. В рамках любой темы можно разработать целый ряд лекций, посвящённых отдельным подтемам, техническим деталям или историческим эпизодам. Длительность одной лекции — до двух часов.
 
 
Сайт Тима J. Скоренко© Тим Скоренко