Сайт Тима Скоренко Сайт Тима J. Скоренко Обо мнеЖЖКонтактная информация
Сайт Тима Скоренко
Сайт Тима Скоренко
Журналистика Популяризация науки Проза Стихи Песни Другие проекты
Лекции Фестивали Книги Видео лекций Архив лекций
Сайт Тима Скоренко
Одно из направлений моей профессиональной деятельности — чтение научно-популярных лекций на различные темы. Аудитория может быть самой разной: от третьеклассников до взрослых людей, но чаще всего приходится работать со студентами. Каждую лекцию я адаптирую под социальные и возрастные рамки ожидаемой аудитории и видоизменяю в зависимости от ситуации. Мои лекции интерактивны (пример можно посмотреть в разделе видеозаписей) и подразумевают непосредственное участие слушателей, обсуждение, предложения. Таким образом, ни одна последующая не является копией предыдущей.
Сайт Тима J. Скоренко
1. Научно-технические лекции
2. Журналистика и PR
3. Литературные лекции
4. Разработка дополнительных лекций


НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЛЕКЦИИ

Как стать изобретателем?

«Как стать изобретателем?» Интерактивная лекция. Кто и как придумывает новые гаджеты, устройства? Как Дину Кеймену пришла в голову идея «Сигвея», а Бертрану Пикару — самолёта на солнечной энергии? Что нужно знать и как мыслить, чтобы самому изобрести что-то полезное? Как проверить, не придумал ли уже ваше изобретение кто-то другой? Как найти финансирование под собственный проект и начать бизнес? Слушатели попытаются открыть в себе внутреннего изобретателя, поставив перед собой различные задачи и мгновенно их решив.

Лекция построена на постоянном диалоге с аудиторией и опирается на идеи и реплики из зала. В связи с этим материал лекции постоянно видоизменяется и дорабатывается. Изначально лекция разработана для направления «Инновации» форума «Селигер-2014» и многократно читалась в различных ВУЗах (МАИ, МГТУ имени Баумана, БелГУ и так далее).

Длительность лекции — 1 час 30 минут (возможно сокращение до 1 часа или удлинение до 2 часов).
Аудитория — от 16 лет.
Научно-технические прорывы XXI века

«Научно-технические прорывы XXI века». Интерактивная лекция. В XXI веке — за 15 минувших лет — человек сделал множество серьёзных научно-технических открытий, которые могут перевернуть нашу жизнь с ног на голову. Обнаружение бозона Хиггса и использование 3D-сканирования в палеонтологии, первый марсоход и составление карты человеческого генома, управляемые пули и электронные сигареты — открытия и изобретения следуют одно за другим, прогресс неумолим. Что мы изобрели и внедрили в жизнь за последние годы?

Лекция построена на диалоге с аудиторией. Материал лекции постоянно дорабатывается в связи с новыми открытиями и исследованиями (в связи с научно-технической работой я постоянно наблюдаю за мировым информационным пространством). Изначально лекция разработана для направления «Инновации» форума «Селигер-2014» и читалась на ряде других научных фестивалей.

Длительность лекции — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов).
Аудитория — от 18 лет.
История русской изобретательской мысли

«История русской изобретательской мысли». Историческая лекция. Со времён Петра I русские изобрели множество всего — несомненен наш вклад в сталелитейное дело, космическую промышленность, технологии вооружений, ядерную физику, не говоря уже о локальных изобретениях вроде ранцевого парашюта или гирокара. При этом о настоящих изобретениях русских практически ничего не говорится, зато по Сети гуляют десятки фейков и ошибочно приписываемых — в результате исторических конфузов и фальсификаций — изобретений (велосипед, паровой двигатель, самолёт, лампочка — это всё не мы). А ведь нам на самом деле есть чем гордиться! 300 лет настоящего русского изобретательства и развенчание мифов — в этой лекции.

Лекция построена на диалоге с аудиторией. Изначально лекция разработана для направления «Инновации» форума «Селигер-2014» и читалась на ряде других научных фестивалей. Длительность лекции — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — от 16 лет.

Подробная информация о лекции в Живом Журнале.
Как стать изобретателем?

Как стать изобретателем?

Кто и как придумывает новые гаджеты, устройства? Как Дину Кеймену пришла в голову идея «Сигвея», а Бертрану Пикару — самолёта на солнечной энергии? Как нужно мыслить, чтобы самому изобрести что-то полезное? Слушатели попытаются открыть в себе внутреннего изобретателя, поставив перед собой различные задачи и мгновенно их решив.
Научно-технические прорывы XXI века

Научно-технические прорывы XXI века

За 15 минувших лет человек сделал множество серьёзных научно-технических открытий — обнаружение бозона Хиггса и использование 3D-сканирования в палеонтологии, первый марсоход и карта человеческого генома — прогресс неумолим. Что мы изобрели и внедрили в жизнь за последние годы?
История русской изобретательской мысли

История русской изобретательской мысли

Со времён Петра I русские изобрели множество всего — несомненен наш вклад в сталелитейное дело, космическую отрасль, технологии вооружений, ядерную физику. 300 лет настоящего русского изобретательства и развенчание многочисленных мифов — в этой лекции.
Никола Тесла

«Жизнь и изобретения Николы Теслы: как отличить факты от легенд?». Пожалуй, не было в XX веке ученого, оставившего после себя больше загадок и недосказанностей, чем Никола Тесла. С одной стороны, несомненен его вклад в науку, но с другой стороны, количество мифов и легенд о Тесле превышает количество достоверно подтвержденной информации.

Откуда появились легенды? Какие изобретения Теслы внесли ощутимый вклад в науку? Почему на родине именно Никола Тесла считается изобретателем радио? Придумал ли Никола Тесла способ телепортации энергии, и чем на самом деле была башня Теслы, прослывшая телепортационным передатчиком? Есть ли хоть зерно истины в том, что известные загадки XX века — Филадельфийский эксперимент, Тунгусский метеорит — связывают с деятельностью ученого? Об этих и других работах и легендах о Николе Тесле, а также о странностях и привычках великого изобретателя и пойдет речь на лекции.

Длительность  — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — от 14 лет.
Альберт Эйнштейн

«Альберт Эйнштейн: величайший учёный XX века или раскрученный журналистами миф?». Если случайного человека попросить назвать величайшего учёного XX века, с вероятностью 90% он ответит: «Эйнштейн». Это имя стало нарицательным, а разработанная им теория относительности — научной революцией, сравнимой разве что с законами Исаака Ньютона. Но кем был Эйнштейн на самом деле? Действительно ли он — краеугольный камень современной физики, или просто раздутая журналистами фигура? Как его знаменитая теория пробивала себе дорогу в мировую науку? Почему он получил Нобелевскую премию за объяснение фотоэффекта — значительно менее важное достижение, нежели СТО или ОТО? Какое отношение Эйнштейн имел к «Проекту Манхэттен», американской ядерной программе — и почему именно его портрет появился на одной обложке журнала Time с ядерным взрывом?

Мы попытаемся максимально объективно подойти к фигуре великого физика, развенчать мифы, оспорить легенды и рассказать о том, каким на самом деле был Альберт Эйнштейн — как в обычной жизни, так и в масштабах человеческой истории.

Длительность  — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — от 14 лет.
Современное кинетическое искусство

«Современное кинетическое искусство». В течение нескольких лет я веду в журнале «Популярная механика» раздел, посвящённый кинетическому искусству, и постоянно общаюсь с мастерами жанра. Лекция рассказывает о тенденциях в современном кинетическом искусстве и различных его направлениях на примерах работ ведущих скульпторов — Тео Янсена, Бреда Литвина, Немо Голда, Криса Экерта, Кейта Ньюстеда, Грегори Барсамяна, Чхвэ У-Рама, Ивана Песталоцци, Энн Лилли, Дэниэла Розина и других. Рассматриваются различные разновидности кинетики: механические и электронные скульптуры, машины Руба Голдберга, световые инсталляции и так далее.

Лекция построена на постоянном диалоге с аудиторией и предлагает залу пофантазировать вместе с мастерами жанра. Рассказ сопровождается иллюстрациями и видеороликами. Материал лекции постоянно видоизменяется и дорабатывается. Длительность — 1 час 30 минут (возможно сокращение до 1 часа или удлинение до 2 часов). Аудитория — от 16 лет.

Подробная информация о лекции в Живом Журнале.
Никола Тесла

Жизнь и изобретения Николы Теслы: как отличить факты от легенд?

Пожалуй, не было в XX веке ученого, оставившего после себя больше загадок, чем Никола Тесла. Несомненен его вклад в науку — и при этом количество мифов и легенд о Тесле превышает количество подтверждённой информации. О том, как отличить факты от легенд, и пойдёт речь на лекции.
Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн: величайший учёный XX века или раскрученный журналистами миф?

Если случайного человека попросить назвать величайшего учёного XX века, с вероятностью 90% он ответит: «Эйнштейн». Это имя стало нарицательным, а разработанная им теория относительности — научной революцией, сравнимой разве что с законами Исаака Ньютона.
Современное кинетическое искусство

Современное кинетическое искусство

Много лет я веду в журнале «Популярная механика» раздел, посвящённый кинетическому искусству. Лекция рассказывает о тенденциях в современном кинетическом искусстве на примерах работ ведущих мастеров — Тео Янсена, Бреда Литвина, Немо Голда, Чхвэ У-Рама, Дэниэла Розина и других.
Летательные аппараты

«Необычные летательные аппараты: зачем они создавались». В интернете можно встретить множество подборок странных летательных аппаратов, чаще всего — без каких-либо пояснений. Лекция подробно и интересно расскажет о таранных самолётах, рукотворных НЛО, летающих автомобилях, «гравицапах» и других необычных машинах.

Паровой Airspeed 2000 и асимметричный Blohm & Voss BV 141, Vought V-173 Flying по прозвищу «Летающий блин» и торпеда камикадзе Yokosuka MXY7 Ohka, таранный Northrop XP-79 и спаренный North American F-82 Twin Mustang, первый в истории фотосамолёт Abrams P-1 Explorer и летающий автомобиль Convair Model 118 ConvAirCar, надувной Goodyear Inflatoplane и реактивный «кукурузник» PZL M-15 Belphegor — количество безумных самолётов (и вертолётов), построенных человеком со второй половины XIX века до наших дней, невероятно. О них и пойдёт речь

Длительность  — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — от 8 лет.
Летательные аппараты

«Гаджеты шарлатанов: от корректоров ауры до «кремлёвских таблеток». Иридодиагностика и электропунктура, регистрация ауры и эниомодуляторы, структуризаторы пространства и корректоры функционального состояния, радионики и ноокулоны — какой только чуши не придумают мошенники, чтобы заработать. Лекция — это обзор шарлатанских приборов всех видов и типов.

Лекция была разработана специально для «Конференции скептиков», проходившей в Москве осенью 2016 года, но оказалось, что она востребована не только локально, но и широкой общественностью в целом. В лекции я классифицирую псевдоприборы, привожу примеры каждого класса, рассказываю о признаках и отличиях псевдоприбора от работающего устройства, объясняю, как на самом деле работает тот или иной шарлатанский гаджет (будем честны, чаще всего это просто коробочка с лампочкой). Речь идёт не только о «медицинских», но также о «защитных», «магических» и других устройствах.

Длительность  — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — 16+.
Летательные аппараты

Необычные летательные аппараты: зачем они создавались

В интернете можно встретить множество подборок странных летательных аппаратов, чаще всего — без каких-либо пояснений. Лекция подробно и интересно расскажет о таранных самолётах, рукотворных НЛО, летающих автомобилях, «гравицапах» и других необычных машинах.
Псевдонаучные приборы

Гаджеты шарлатанов: от корректоров ауры до «кремлёвских таблеток»

Иридодиагностика и электропунктура, регистрация ауры и эниомодуляторы, структуризаторы пространства и корректоры функционального состояния, радионики и ноокулоны — какой только чуши не придумают мошенники, чтобы заработать. Лекция — это обзор шарлатанских приборов всех видов и типов.


ЖУРНАЛИСТИКА И PR

PR-как продать себя журналисту

«PR: как «продать» журналисту свой продукт». Сотрудники PR-агентств и PR-отделов компаний нередко выполняют огромную работу впустую. В подавляющем большинстве случаев пресс-релизы стираются сразу по получении, а после неудачных пресс-туров недовольные журналисты пишут материалы плохого качества. Тем не менее, при правильном подходе можно заинтересовать журналиста даже самым заурядным информационным поводом. Семинар расскажет о методиках индивидуальной работы с прессой, о правильной организации пресс-туров и рекламных рассылок, о грамотной подаче материалов редакциям бумажных и сетевых СМИ, а также о журналистской и PR-этике.

Лекция построена на диалоге с аудиторией. Слушателям придётся выполнять творческие задания, например, подбирать материалы по своей темы для различных изданий.

Длительность — от 1 часа 30 минут до большого семинара (8 академических часов).
Популярная журналистика

«Популярная журналистика: как опубликовать статью». Лекция-семинар расскажет о тонкостях редакционной работы глянцевых журналов и интернет-порталов. Как выбрать издание? Какой должна быть статья, чтобы её приняли к публикации? Как найти правильную тему, выбрать подходящий стиль, соблюсти требования к объёму и форме подачи материала? Как оформить письмо? Имеет ли смысл звонить в редакцию? Стоит ли выполнять требования редактора по правкам и переписыванию материала? Лекция будет интересна и авторам отдельных статей на конкретные темы, и начинающим журналистам, в том числе студентам, и профессионалам с опытом в смежных сферах.

Лекция построена на диалоге с аудиторией, по мере изложения материала слушатели получают различные задания (от генерации тем для глянца до имитации звонка в редакцию), выполняют их и узнают, какие ошибки они сделали.

Длительность отдельной лекции — 1 час 30 минут. На базе лекции возможен краткий курс длительностью до восьми академических часов. Аудитория — от 16 лет.
PR-как продать себя журналисту

PR: как «продать» журналисту свой продукт

Как убедить журналиста написать о вашем продукте или компании? Как организовать индивидуальную работу со СМИ, составить грамотный пресс-релиз или провести пресс-тур? Как выделить из темы вау-фактор, интересный изданию? Семинар для сотрудников PR-агентств и служб исчерпывающе ответит на все вопросы.
Популярная журналистика

Популярная журналистика: как опубликовать статью

Многие боятся отправить статью в глянцевый журнал, полагая, что попасть в эту среду со стороны невозможно. На самом деле всё не так и трудно. Лекция расскажет, как подготовить текст, как произвести впечатление на редактора и как, наконец, начать зарабатывать журнальными и сетевыми статьями.


ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЛЕКЦИИ

Занимательная теория стихосложения

«Занимательная теория стихосложения». Курс из 4–8 лингвистических лекций, основанных на «Учебнике стихосложения». Курс охватывает основные разделы теории стихосложения — рифму, размеры, схемы рифмовки, но также обращает внимание на различные «спецэффекты», украшения, стилистические приёмы. Отдельное внимание уделено комбинаторной поэзии и правилам поэтического перевода. Лекции построены занимательным образом; их цель — захватить слушателя и доказать, что теория стихосложения не только полезна, но и весьма интересна. Также возможно проведение отдельной лекции по любому из разделов теории.

Курс лекций кратко охватывает почти все разделы теории стихосложения и построен на диалоге с аудиторией.

Длительность курса — от 4 до 8 стандартных лекций продолжительностью от 1 час 30 минут. Одиночная лекция может длиться от 1 до 4 академических часов. Аудитория — от 16 лет.
Занимательная теория стихосложения

Занимательная теория стихосложения

Курс из 4–8 лекций, основанных на «Учебнике стихосложения», охватывает основные разделы теории стихосложения — рифму, размеры, схемы рифмовки, а также специфические элементы — украшения, стилистические приёмы, комбинаторные конструкции и поэтический перевод. Возможен вариант отдельной лекции по одному из разделов.


РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛЕКЦИЙ

Я могу в сжатые сроки придумать и предложить ряд других тем для лекций, интересных той или иной аудитории. Темы, в которых я разбираюсь в силу своей профессии или хобби, и в рамках которых я могу сформировать интересную интерактивную лекцию:

  авиация (история авиации, необычные схемы летательных аппаратов, экзотические конструкции и тенденции развития авиации XIX — XXI веков);
  автоспорт (история, различные серии и чемпионаты, тенденции развития автоспорта XIX — XXI веков, экзотические соревнования);
  филателия;
  теория стихосложения (занимательное стихосложение на примерах, различные разделы теории, комбинаторика).

Каждую лекцию можно адаптировать практически для любой аудитории — от учеников 3 класса до бесконечности. Все лекции базируются на постоянном контакте со слушателями. В рамках любой темы можно разработать целый ряд лекций, посвящённых отдельным подтемам, техническим деталям или историческим эпизодам. Длительность одной лекции — до двух часов.
 
 
Сайт Тима J. Скоренко© Тим Скоренко